eugenegp: (Default)
[personal profile] eugenegp
Беседа с Ионом Лазаревичем Дегеном. http://iremember.ru/tankisti/degen-ion-lazarevich.html

Деген - автор стихотворения, ставшего позже "стихотворением неизвестного автора":

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай, на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

Date: 2014-04-27 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] a-bugaev.livejournal.com
Потрясающий человек, событий биографии хватит как минимум на троих.

Его книги есть в сети (напр. http://flibusta.net/a/2376). Художественные его вещи, попытки писать литературно, мне не особо показались, а вот рассказы о том, что он пережил, производят очень сильное впечатление.

Date: 2014-04-27 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] a-bugaev.livejournal.com
Вот миниатюрный рассказ.

ПОТЕРЯ

Много потерь было в моей жизни. Я старался как можно быстрее вытравить память о них. Не думать. Не жалеть. Зачем изводить себя, если нельзя ни исправить, ни вернуть? И все же одна потеря…

На Кавказе шли бои. Война — как скажет мой трехлетний сын, это плохая тетя. Но нет соответствующего эпитета, когда пишешь: «бой на заснеженном перевале на высоте более трех километров». Для этого люди еще не придумали нужного слова.

Ко всему, мы страшно голодали. В течение пяти дней у меня во рту не было ни крошки съестного, если не считать сыромятного ремешка танкошлема. Незаметно за три дня я сжевал его до основания.

И сейчас, много лет спустя до моего сознания дошла простая истина: был ведь и второй ремешок. С металлической пряжкой. Пряжку можно было срезать. Можно было съесть еще один ремешок.

Никогда я не прощу себе этой потери.

Date: 2014-04-28 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] eugenegp.livejournal.com
Этот эпизод есть в воспоминаниях по ссылке, подробнее.
"В сентябре 1942 сводной отряд дивизиона бронепоездов, 44 человека, был брошен на оборону перевала на высоте 3000 метров над уровнем моря. От звука выстрела низвергалась лавина. Огонь мы вели только снайперский, а немцы заваливали нас минами. На какое-то время нас просто забыли на перевале. Кончились продукты. Начался голод. За каких-то три дня я полностью сжевал ремешок танкошлема, а потом в течение двух дней во рту не было ни крупинки. Когда спустились с перевала в долину, я еще долго переживал, почему не съел второй ремешок шлема, надо было только срезать металлическую пряжку.

Против нас стояли немцы из дивизии "Эдельвейс", оказавшиеся в аналогичной ситуации: им тоже нечего было жрать. Немцы к такому не привыкли. На пятый день около роты немцев во главе с капитаном сами пришли сдаваться к нам в плен. Случай для сорок второго года очень редкий, но голод не тетка. В плену немцы держались с достоинством.

А перевал мы все же тогда удержали. Когда нас сменила на перевале стрелковая рота старшего лейтенанта Цховребова, то из нашего сводного отряда в живых оставалось только 19 человек. Попросили у Цховребова сахара. Командир роты ответил, что внизу нас накормят, а им тут еще до третьего пришествия сидеть."

Date: 2014-04-28 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] eugenegp.livejournal.com
Я вот после чтения таких биографий не могу отделаться от мысли о выделенности, специальности их судьбы. Живучесть как особое свойство. Очевидно, что мы читаем воспоминания только тех, кто выжил; но ведь и внутри их историй есть это непрерывное "везение".

December 2025

S M T W T F S
 1 2 3 456
7 8 91011 1213
14151617 181920
212223 2425 2627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 26th, 2025 02:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios